<font color="#ff0000" face="Monotype Corsiva"> </font>
РЕКОМЕНДАЦИИ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника
— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться
— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса
— единство педагогических влияний школы, семьи и общества
— авторитет воспитателя в глазах подростка
— высокая педагогическая культура воспитания
— воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ ПОМНИ:
Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Рекомендации
классным руководителям начальных классов
по повышению мотивации учащихся к обучению.
- Проявите живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, его личностным переживаниям. При необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему радость, сочувствие.
- Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью по отношению к нему.
- Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
- Помогите ребенку превзойти самого себя. Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
- Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался он и как их преодолевал.
- Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
- При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение. Ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
- Поощряйте самооценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
- Развивайте в себе великий дар терпения.
Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии общения учителя с младшими школьниками, тем не менее, они могут оказать содействие учителю в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении.