ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «БРПО»
1. Программа «Семь «Я»
Что такое программа «Семь Я»? Это последовательная система действий, направленных на отбор и раннюю подготовку будущего кадрового корпуса организации.
Цель программы: развитие у детей и подростков коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива.
Задачи программы:
- стимулировать стремление ребенка, подростка к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- обеспечивать отбор и подготовку ребят с ярко выраженными организаторскими и педагогическими способностями для дальнейшего формирования из них лидерского корпуса организации;
- создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детских коллективах;
- служить связующим звеном между программами, испытанием при переходе в другой ранг.
Сроки реализации программы: программа является одной из пяти основных, постоянно действующих.
Структура программы: программа состоит из двух частей, из которых 1-ая часть «Я - сам» реализуется в пионерских дружинах, а 2-ая «Лидер» реализуется районными (городскими), областными и Центральным советом БРПО.
Механизм реализации программы:
1 часть - «Я сам» состоит из серии занятий, которые проводятся в четыре этапа.
Этап |
Возраст |
Ранг в БРПО |
Ступень самопознания |
1 |
4 класс (вторая половина уч. года) |
октябренок |
Личность |
2 |
5 класс (начало уч. года) |
исследователь |
Личность в общении |
3 |
6 класс (начало уч. года) |
испытатель |
Личность в деятельности |
4 |
7 класс (начало уч. года) |
лидер |
Личность лидера |
Пройдя курс занятий (после каждого этапа) член пионерской организации участвует в игре-испытании, чтобы получить следующий ранг.
2 часть - «Лидер». По итогам клубных занятий в районе (городе) отбираются те ребята - семи- и восьмиклассники, которые склонны к организаторской и педагогической деятельности. Из них могут формироваться 2 группы: а) районный клуб отрядных вожатых; б) районный пионерский штаб.
Группы работают при районном совете БРПО, каждая по своему направлению.
Областной Совет БРПО ежегодно проводит слет (или тематическую лагерную смену) отрядных вожатых и слет (или летний лагерь актива) районных (городских) пионерских штабов.
Центральный Совет БРПО ежегодно проводит тематическую смену лидеров в НДОЛ «Зубренок».
2. Программа «Спадчына»
Цель программы: помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений, связи человека с природой.
Задачи программы:
• приобщить подростков к восстановлению чести и величия имен и деяний людей, прославивших Беларусь;
• развивать познавательный интерес к своим национальным и семейным корням, пробуждать стремление продолжить традиции своего народа;
• содействовать приобретению навыков самообслуживания, в том числе жизни в природе, формированию самостоятельности и ответственности.
Сроки реализации программы: программа является постоянно действующей, рекомендуемый возраст участников 11-12 лет, для участников областных и республиканских проектов 13-15 лет.
Структура программы:
Программа состоит из 3-х частей:
1 часть - реализуется в пионерских дружинах;
2 часть - на уровне районных (городских) и областных советов БРПО;
3 часть - реализуется на уровне ЦС БРПО.
Механизм реализации программы:
1 часть реализуется в пионерской дружине в четыре этапа:
Этап |
Сроки проведения |
Содержание |
1 |
Сентябрь-октябрь |
Овладение простейшими туристскими навыками, проведение однодневных походов. |
2 |
Ноябрь-декабрь |
Овладение навыками ориентирования и выживания в природе. |
3 |
Январь- апрель |
Овладение навыками сбора краеведческого и этнографического материала, проведение экологического мониторинга, акций, конкурсов. |
4 |
Май - август |
Проведение двух - трехдневных походов с элементами экологического мониторинга или краеведческой (этнографической) экспедиции. |
2 часть реализуется районными (городскими) и областными советами в форме проведения краеведческих конкурсов, экспедиций, игр, экологических и краеведческих конференций с участием пионерских коллективов и т.д.
3 часть реализуется через проведение ежегодных республиканских краеведческих экспедиций, тематических палаточных лагерей, экологического мониторинга малых рек и водоемов.
3. Программа «Детский Орден Милосердия»
Цель программы: возрождение и развитие традиций детской благотворительности и милосердия.
Задачи программы:
• создавать условия для самореализации подростков-членов организации, через использование своих умений и навыков и проявление способностей на пользу другим людям;
• расширить сферу удовлетворения различных потребностей детей, нуждающихся в помощи и поддержке сверстников;
• расширить сферу социального взаимодействия БРПО.
Сроки реализации программы: программа постоянно действующая, рекомендуемый возраст членов организации 13-16 лет.
Структура программы: программа состоит из 3 частей.
1 часть - «Рука в руке» - реализуется в пионерских дружинах.
2 часть - «Защита» - реализуется районными (городскими) и областными советами БРПО;
3 часть - «ДОМ» - реализуется Центральным советом БРПО.
Механизм реализации программы:
1 часть программы реализуется пионерскими дружинами по трем направлениям
• работа с детьми - инвалидами в семьях и интернатах;
• работа с детьми - сиротами в детских домах и интернатах;
• работа с ветеранами в зоне пионерского действия.
В дружинах создаются специальные команды (тимуровские отряды), различные для трех направлений работы. Команды возглавляют пионеры-инструкторы, то есть члены организации не младше 14 лет. Команды могут состоять как из сверстников, так и быть разновозрастными. Работают они по самостоятельно составленному плану работы, логику которого определяет наличие объектов заботы в зоне пионерского действия дружины.
2 часть реализуется районным (городским) и областными советами БРПО через проведение акций милосердия, благотворительных концертов и иных проектов помощи по инициативе совета.
3 часть реализуется ЦС БРПО:
1) через осуществление проектов социальной помощи детям-инвалидам, многодетным семьям, сиротам, другим людям, нуждающимся в помощи и поддержке;
2) через проведение ежегодного республиканского реабилитационного лагеря «ДОМ» для детей-инвалидов, а также пионеров, работающих по данной программе.
4. Программа «Октябрята»
Цели программы «Октябрята»:
• помощь ребенку 6-9 лет в его стремлении стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную организацию;
• воспитание гражданственности, патриотизма через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории «малой Родины», традициям своей семьи и своего народа;
• воспитание милосердия, готовности придти на помощь людям, природе;
• формирование у пионеров опыта взаимодействия с партнерами разного возраста.
Задачи программы:
1 год - создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы ребенок легче привыкал к новой роли школьника;
2 год - включить каждого малыша в активную совместную деятельность, помочь осознать преимущество объединенных усилий;
3 год - привлечь интерес детей и родителей к истории семьи, ее родословной, профессиональным и творческим достижениям членов семьи; укрепить связи внутри семьи и семьи со школой; расположить родителей к деятельности пионерской организации;
4 год - помочь ребенку осознать свои способности и особенности, найти лучшие способы самоутверждения в группе на основе интересной и полезной деятельности; познакомить с историей, традициями и содержанием работы БРПО; пробудить желание вступить в детскую общественную организацию.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на постоянную работу пионерской дружины с младшими членами организации «октябрятами».
Структура программы:
Программа «Октябрята» состоит из 3-х частей:
1 часть - «Октябрята» - реализуется через организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые, вступив в организацию, получают звание «Октябрята».
2 часть - «Октябрята плюс» - реализуется районными (городскими) областными советами БРПО через обобщение опыта и формирование копилки форм и технологий работы по программе.
3 часть - «Спутник вожатого» - осуществляется через издание брошюр, методических вестников для отрядных вожатых и вожатых «октябрят».
Механизм реализации 1 части программы: 1 часть программы состоит из 4-х блоков:
Блок |
Класс |
Метод работы, девиз |
Формы работы |
Результаты работы |
Система работы |
Будем дружить |
1 кл |
Подражание «Делай, как я» |
игры, утренники, обряды |
подарки, призы, сделанные руками малышей |
Эпизодически весь п/отряд, работающий с малышами |
Мы - вместе |
2 кл |
Совместное исполнение «Делай со мной» |
разведка, экспедиция по окрестностям |
помощь природе, посильная помощь пожилым людям, д/с |
периодически в зависимости от планов работы отряда |
Древо жизни |
3 кл |
Самостоятельная, по возможности, деятельность «Делай сам» |
семейные клубы, мастерские |
помощь семье, помощь пожилым людям, д/с |
систематически, согласно планам работы группы |
Пионеринг |
4 кл |
Самостоятельная групповая деятельность, «Делай вместе с друзьями» |
заочная игра-путешествие |
помощь школе микрорайону, селу |
систематически, отрядные вожатые |
5. Программа "Игра - дело серьезное"
Цель программы - использовать потенциал игры для развития групповых и индивидуальных отношений, утверждения социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе.
Задачи программы:
- наполнить жизнь пионерского коллектива гуманными играми, способными выполнять психотерапевтическую, компенсирующую функцию - создание ситуаций, в которых необходимо совместно вырабатывать правила, решения, оценивать результаты совместной работы, т.е. обучение взаимодействию;
- создать ситуации коллективного переживания, которые сплачивают коллектив, гармонизируют коллективные цели и личные мотивы деятельности.
- Сроки реализации программы: 1-й год жизнедеятельности пионерского коллектива.
Структура программы:
Программа состоит из 2-х частей.
1 часть - "Игродром" - реализуется в пионерских дружинах.
2 часть " "Игротека" - Р(Г)С ПО, ОС ПО и ЦС БРПО.
Механизм реализации программы:
1-я часть: серия индивидуальных и командных состязаний различных по сложности, содержанию, количеству участников, длительности.
Планируется как движение отрядов к какой-либо умозрительной цели на карте страны ИКС (игры, конкурсы, состязания).
Конкурсы должны быть максимально разнообразными:
- по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие);
- по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые).
Для подведения промежуточных итогов используются жетоны, баллы, рисунки-символы.
Зачет - командный. Могут подводиться промежуточные итоги. Окончательный итог участия отрядов в программе подводится в апреле на Неделе игры и игрушки.
2-ая часть: реализуется через игровые проекты, направленные на сбор, обработку и составление сборников игр различной тематики (интеллектуальных, народных, спортивных, компьютерных, настольных, семейных и т.д.).
ПРОГРАММА «СВОЙ ГОЛОС»
Цель программы:
- разработка методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности, позволяющей самореализовывать себя детям и подросткам;
- создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной задачи.
Задачи:
- помощь маленькому человеку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему средств массовой коммуникации общества;
- предоставление возможности ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;
- поддержка самостоятельных детских изданий как средство самосознания, укрепления и развития БРПО, формирование позитивного общественного мнения по отношению к БРПО;
- помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
- привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов-профессионалов, общественных деятелей, ученых, творческих работников;
- формирование своего журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение.
Участники программы: дети и взрослые, пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.
Организаторы программы: Центральный Совет ОО «БРПО», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.
Программа предполагает осуществление ряда проектов.
1. «ДЕТИЗДАТ». Помощь существующим и новым детским изданиям с участием самих детей. Составная часть проекта – подпроект «Мы вас видим, мы вас слышим» для ребят, увлеченных видеофильмами, звуковыми альбомами.
Механизм реализации проекта:
- проработка правовых, материальных, финансовых аспектов, связанных регистрацией, выпуском, распространением средств массовой информации;
- распространение детских изданий по льготным расценкам, создание альтернативной службы распространения силами самих ребят;
- регистрация и поддержка малотиражных газет, журналов, альманахов, рукописных книг;
- создание экспериментальной лаборатории новых форм и средств массовой коммуникации для детей.
2. «ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских новостей.
Пути реализации проекта:
- создание информационного детского агентства с филиалами на местах, оснащение его современным оборудованием;
- создание информационных тематических банков с абонентным обслуживанием;
- выпуск информационных вестников;
- создание архива и обменного фонда самодеятельной детской прессы, выпуск дайджестов;
- подключение к международной информационной системе.
3. «ОКНО В ДЕТСТВО». Поддержка и пропаганда опыта создания детских страничек, детских подборок, полос во взрослых газетах и журналах, сюжетов в радио- и телепередачах.
Пути реализации проекта:
- обобщение существующего опыта работы взрослых изданий с юными журналистами;
- учреждение поощрительных премий, призов редакциям за работу с детьми;
- разработка плана совместных действий с Союзами журналистов, министерствами, ведомствами, организациями – учредителями средств массовой информации.
4. «РУКА ДРУГА». Поддержка юнкоровских коллективов, союзов и объединение их в Лигу малой прессы, которая займется:
- организацией обмена опытом юных журналистов и их руководителей, проведение семинаров, курсов, выпуском методических пособий;
- организацией конкурсов, фестивалей детской прессы, проведением юнкоровских экспедиций, агитрейсов;
- организацией научно-исследовательской деятельности по изучению детской прессы, проведением социологических опросов, выработкой научно-обоснованных рекомендаций;
- взаимообменами с зарубежными детскими изданиями, выпуском совместных изданий и т.д.
Этапы реализации программы:
1. Организационный. Создание действенного центра по реализации программы: организация Лиги малой прессы как механизма, способного поддерживать уже существующие издания и коллективы юных журналистов.
2. Основной. Создание благоприятных условий для существования и появления новых объединений юных журналистов и информационной сети для полноценного приема и распространения информации для самодеятельных изданий и всех заинтересованных организаций.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое.
Подготовка педагогов для работы по программе, реализация проектов, индивидуальной работы с детьми:
- проведение установочных, проектных, итоговых семинаров, творческих встреч, круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе;
Информационное
Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного мнения о программе:
- выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Свой голос» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст».
Научно-методическое
Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов.
- проведение научно-практических конференций;
- проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
- разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников, издание методических пособий, сценарных разработок;
- издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.
Социально-педагогическое
Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):
- анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
- разработка пакета социально-педагогической диагностики.
Организационное
Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:
- разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;
- проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;
- организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.
Материально-техническое
Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.